6 февраля 2011 года, г.Киев
ОО "Лига защиты гражданских прав" выражает обеспокоенность последними изменениями в Приказе "Про утверждение Правил государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине" Министерства Юстиции Украины, которыми ограничиваются права граждан самостоятельно выбирать место и способ рождения своих детей, фактически идёт принуждение к использованию услуг государственных или частных медучреждений.
Несмотря на то, что Конституция Украины гласит:
Статья 3.
Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Статья 22.
Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими.
Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены.
При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
Министерство Юстиции Украины в лице министра А.Лавриновича своим Приказом N 3307/5 от 24.12.2010 легко и непринуждённо эти права граждан ограничивает, под благовидным предлогом "приведение нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями действующего законодательства".
Давайте сравним для наглядности тексты документов до и после внесения изменений в правила регистрации рождения детей.
До начала 2011 года этот пункт Правил звучал так:
2. Основаниями для регистрации рождения является:
а) медицинское свидетельство о рождении формы N 103 / о, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.08.2006 N 545 (z1150-06), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.10.2006 за N 1150/13024 (далее - форма N 103 / о), которая выдается учреждениями здравоохранения, независимо от подчинения и формы собственности, где принимаются роды;
б) медицинская справка о пребывании ребенка под присмотром
лечебного учреждения формы N 103-1 / о (z1151-06), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.08.2006 N 545 (z1150-06), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.10.2006 за N 1150/13024 (далее - форма N 103-1 / о), заявление двух свидетелей, присутствовавших при родах, в случае рождения ребенка вне учреждением здравоохранения.
Медицинская справка заполняется врачом, под надзором которого находится новорожденный, и заверяется подписью руководителя учреждения здравоохранения и круглой печатью учреждения.
При регистрации рождения ребенка, рожденного вне учреждением здравоохранения, на основании документов, определенных в подпункте "б" настоящего пункта, в графе 10 актовой записи о рождении указываются номер, дата выдачи медицинской справки о пребывании ребенка под надзором лечебного учреждения формы N 103 -1 / о (z1151-06), а также фамилии, имена, отчества двух свидетелей, присутствовавших при родах, их собственные подписи, серии, номера их паспортов или паспортных документов, каким органом и когда они выданы, а также место проживания свидетелей;
в) акт, составленный соответствующими должностными лицами (капитаном судна, командиром, начальником поезда и т.п.) при участии двух свидетелей и врача или фельдшера (если врач или фельдшер были на транспортном средстве), в случае рождения ребенка на морском, речном, воздушном судне, в поезде или в другом транспортном средстве. В случае отсутствия врача или фельдшера регистрация рождения производится на основании указанного акта и медицинской справки о пребывании ребенка под надзором лечебного учреждения формы N 103-1 / о (z1151-06);
...
Эти документы представляются в орган регистрации актов гражданского состояния, где регистрируется рождение. При отсутствии оснований для регистрации рождения, определенных в настоящем пункте, регистрация рождения производится на основании решения суда об установлении факта рождения данной женщиной.
В текущей же редакции Правил пункт б полностью переписаны:
2. Основаниями для проведения государственной регистрации рождения ребенка являются:
а) медицинское свидетельство о рождении (форма N 103 / о), форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.08.2006 N 545 (z1150-06), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.10.2006 за N 1150/13024 ( далее - медицинское свидетельство о рождении), выдаваемого учреждениями здравоохранения независимо от подчинения и формы собственности, где принимаются роды;
б) медицинское свидетельство о рождении, медицинская справка о пребывании ребенка под надзором лечебного учреждения (форма N 103-1 / о) (z1151-06), форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.08.2006 N 545 (z1150- 06), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.10.2006 за N 1150/13024 (далее - медицинская справка о пребывании ребенка под надзором лечебного учреждения ". Эти документы представляются для государственной регистрации рождения ребенка, достигшего одного года и более.
Медицинская справка о пребывании ребенка под присмотром
лечебного учреждения заполняется врачом, под надзором которого находится новорожденный, и заверяется подписью руководителя учреждения здравоохранения и круглой печатью учреждения;
в) акт, составленный соответствующими должностными лицами (капитаном судна, командиром, начальником поезда и т.п.) при участии двух свидетелей и врача или фельдшера (если врач или фельдшер были на транспортном средстве), в случае рождения ребенка на морском, речном, воздушном судне, в поезде или в другом транспортном средстве. В случае отсутствия врача или фельдшера государственная регистрация рождения производится на основании указанного акта и медицинской справки о пребывании ребенка под надзором лечебного учреждения;
...
Эти документы подаются в орган государственной регистрации актов
гражданского состояния, где регистрируется рождение. При отсутствии оснований для государственной регистрации рождения, определенных в настоящем пункте, государственная регистрация рождения производится на основании решения суда об установлении факта рождения данной женщиной.
Таким образом, согласно действующей редакции Правил регистрации рождения любой ребёнок, родившийся вне стен медицинского учреждения, объявляется вне закона, и его родители должны обращаться в суд с заявлением о признании очевидного факта его появления на свет.
Чиновников МинЮста даже не интересуют причины такого события, им безразлично, были ли причиной домашнего рождения стремительные роды, когда роженицу из удалённого населённого пункта просто не успели довезти в роддом, или осознанные родители сами взяли на себя ответственность за рождение своего ребёнка, не имея потребности в услугах медучреждения. - Просто вычеркнули таких родителей из списков и были таковы.
И теперь без действующего решения суда по этому поводу органы регистрации актов гражданского состояния на законном основании просто откажут родителям в регистрации рождения и, соответственно, до этого ни о каком пособии по рождению ребёнка речи быть не может, будут одни дополнительные расходы и проблемы!
Мало того, согласно пункту 8 указанных Правил:
8. ...
Государственная регистрация рождения ребенка производится не позднее одного месяца со дня рождения ребенка.
В случае несвоевременной государственной регистрации рождения в графе
"Для отметок" актовой записи о рождении указываются уважительные причины пропуска месячного срока или реквизиты протокола об административном правонарушении.
Что позволяет в дальнейшем подвести родителей ребёнка ещё и под административный штраф, в зависимости от того, насколько "уважительной" причина задержки регистрации покажется чиновникам...
Теперь давайте представим сколько времени, сил и средств отнимет у родителей процедура получения судебного решения, зная насколько сейчас загружены наши суды, что, подчас, очередь в канцелярию суда для подачи документов нужно занимать за сутки, оплатив при этом пошлину и услуги, а до этого правильно составив исковое заявление (что для большинства простых людей означает ещё и дополнительные затраты на услуги юриста)...
Как видите, довольно нерадостная перспектива ожидает в данном случае родителей в придачу к счастливым хлопотам по поводу прибавления семейства!
В связи с вышеизложенным ОО "Лига защиты гражданских прав" обращается к министру Юстиции А.Лавриновичу, Верховной Раде Украины и Президенту Украины В.Януковичу с требованием пересмотреть последние дискриминационные изменения в Приказе Министерства Юстиции N 52/5 от 18.10.2000 и восстановить ограниченные текущей редакцией права людей на свободу выбора места и способа рождения своих детей.
Мы обращаемся ко всем общественным организациям, партиям, правозащитникам и просто небезразличным гражданам с призывом поддержать наше заявление и защитить законные гражданские права наших сограждан!
Вячеслав Костылев,
Президент ОО "Лига защиты гражданских прав", г.Киев